Предприниматели и бизнесмены все чаще задаются вопросом: что такое маркетплейсы? Ведь этот термин набрал огромную популярность, особенно быстро такие площадки стали расти после начала пандемии. К примеру, некоторые маркетплейсы показали рост в 140% за год. При таком большом росте количество клиентов будет соответствующим, а значит, на этом можно заработать. Но для начала давайте разберемся, что такое маркетплейсы?
Что такое маркетплейсы простыми словами?
Маркетплейс – это площадка, на которой выставлены товары от разных предпринимателей. Такой сервис выступает лишь посредником, который помогает покупателю найти своего продавца, а продавцу – своего покупателя. Обычно маркетплейсы берут на себя создание в интернете места для размещения информации о товарах, а также помогают общаться клиенту и бизнесмену. Некоторые площадки еще организовывают доставку до покупателя, а также другие услуги.
Наиболее популярными в России классическими маркетплейсами являются Ozon, Wildberries, «Яндекс.маркет» и «Сбер Мегамаркет». Именно эти платформы получили наибольшую популярность в период пандемии. Однако маркетплейсы – это площадки, на которых можно не только продавать товары. Так, есть места, где продают свои услуги. Причем не только ИП и юридические лица, но и физические. К примеру, «Авито» – это тоже маркетплейс.
Чем маркетплейс отличается от обычного интернет-магазина?
Что такое маркетплейс, мы разобрались. Но он очень сильно напоминает интернет-магазины: покупатели заказывают те или иные товары при помощи всемирной паутины» у предпринимателей. Это действительно их общая черта.
Однако есть несколько принципиальных отличий, из-за которых маркетплейсы и выделяют в отдельную категорию:
- количество продавцов на площадке – в интернет-магазине всегда 1 продавец, а на маркетплейсе их сотни или даже тысячи;
- наличие оффлайн отдела – у интернет-магазина в большинстве случаев есть офлайн-отдел, а у маркетплейсов их не бывает: у них только пункты выдачи;
- аудитория – маркетплейсы тратят большое количество ресурсов на популяризацию своей площадки, из-за чего поток на их сайте или приложении всегда больше;
- география – все крупные маркетплейсы осуществляют доставку по всей стране за небольшие промежутки времени, тогда как интернет-магазины вынуждены пользоваться услугами транспортных компаний.
Поэтому в некоторых случаях выгоднее будет начать торговать на маркетплейсе, нежели чем создавать свой интернет-магазин. И главное преимущество: не придется тратиться на создание сайта, его наполнение, покупку трафика и так далее.
К тому же, такие помощники, как платформа ЁЖ поможет оптимизировать свои продажи и увеличить прибыль в кратчайшие сроки. Конечно, при продажах на маркетплейсах есть свои подводные камни, но их обойти гораздо проще в большинстве ситуаций.
Преимущества маркетплейсов
Достоинства маркетплейсов:
- огромный трафик – например, у «Вайлдбериса» в сутки несколько миллионов посетителей;
- масштабирование – крупные маркетплейсы постепенно растут и выходят за границы одной страны, а вместе с ними и предприниматели, которые торгуют на этих площадках;
- нет необходимости держать сайт – а ведь нужно его не только содержать, но и постоянно обновлять, поддерживать высокие позиции в поисковой выдаче и так далее;
- шанс попасть в поле зрение нецелевой аудитории – в маркетплейсах часто сидят люди, которые вряд ли бы когда-то наткнулись на ваш сайт;
- маркетинговые и аналитические инструменты – в крупных маркетплейсах развиты инструменты маркетинга и аналитики, благодаря чему можно легко увеличить свою аудиторию.
Недостатки маркетплейсов
Отрицательные стороны:
- высокая конкуренция – на маркетплейсах работает большое количество предпринимателей, у которых ассортимент может пересекаться с вашим;
- зависимость от правил – каждый маркетплейс устанавливает свои правила, а предпринимателям остается либо следовать им, либо искать другую площадку;
- редко выпадает возможность выстроить отношения с клиентом – покупатель заказывает у маркетплейса, а не у бренда (если предприниматель уйдет с площадки, его постоянные заказчики останутся на площадке).
Немного статистики
Мы разобрались, что такое маркетплейсы. Но почему все больше предпринимателей, занимающихся реализацией товаров, уходит на эти платформы? А все дело в цифрах. В 2020 году 62% розничной онлайн торговли пришлось именно на маркетплейсы. При этом во всем мире товаров было продано на 2,7 триллиона долларов. Правда, в России эти цифры несколько скромнее, но все равно остаются внушительными.
В 2020 году в России на маркетплейсах было продано товаров на 721 миллиард рублей, при этом средний чек составил чуть менее 1800 рублей. В этом же году российский рынок таких площадок увеличился на 106%. Конечно же, в первую очередь это благодаря пандемии. Хотя и без коронавируса, маркетплейсы показывали приличный рост на протяжении последних нескольких лет. И именно по этой причине все больше предпринимателей идут торговать на них.
Резюмируя
В этой статье мы рассмотрели, что такое маркетплейсы. Это специальные площадки, на которых предприниматели размещают свои товары или услуги, а покупатели заказывают их. Маркетплейсы выступают посредниками в этом деле. В 2020 году рост популярности таких площадок был огромный, но и в 2021 году обороты не убавились. Поэтому все больше предпринимателей уходят реализовывать свои товары именно на маркетплейсы.